шаблоны dle

История бисера

 
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИСЕРА И СТЕКЛЯРУСА В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ. Крошечные бусинки, стеклянные и глиняные, старинные и современные, имеют свою историю, полную тайн и загадок.Русская одежда древних времен.История развития русской одежды, начиная с одежды древних славян, населявших берега Черного моря, а затем, во время переселения народов, передвинувшихся к северу, и кончая одеждой предпетровского времени (XVII века), делится на четыре главных периода; скифо-сарматский, норманнский, византийский и монгольский (татарский). В начале последнего одежда на Руси приобрела тот основной вид, из которого стал развиваться окончательно установившийся в XVII веке русский наряд. В царствование Петра I он был вытеснен западноевропейским костюмом. Перемены в русской одежде в течение этих четырех периодов совершались крайне медленно и отражались только на высших классах населения. При описании старой русской одежды только в очень редких случаях можно пользоваться русскими памятниками и рисунками, потому что русские люди не носили тех условных одежд, в которых они изображались древними живописцами и иллюстраторами, а русская письменность, бывшая в руках церковных книжников, до XVII века пренебрегала всем светским и мало интересовалась одеждой и бытом русских людей. Поэтому приходится прибегать к иностранным источникам, описаниям и гравюрам. 1.1. Скифо-сарматский период.У нас почти нет исторических документов, говорящих нам об одежде древних восточных славян, поэтому нам приходится предполагать, что они одевались подобно своим ближайшим соседям - скифам и сарматам. Постоянное общение, одинаковые условия жизни, одинаковый климат - все это позволяет нам думать, что и одежды их были одинаковы. Носили они, вероятно, короткую или длинную рубашку без ворота, запахивающуюся спереди и подпоясанную ремнем, с длинными суживающимися к кисти рукавами; полы этой рубашки в большинстве случаев оторачивались мехом; в зимнее время она вся была на меху. Встречались также рубашки, закрытые спереди. Широкие, как шаровары, полуоблегающие штаны на сборках у пояса и у ступни надевались или под рубашку, если она была запахивающейся, или поверх нее, если она была закрытой; в последнем случае носили шарфообразный пояс. Плащи застегивались на одном плече. Сапоги или туфли делались из целого куска мягкой кожи и перевязывались у лодыжек ремнем. На голове славяне носили или войлочный колпак, или круглую меховую шапку, или же просто повязку. Кожа, грубые шерстяные и войлочные ткани служили материалом для одежды. Кожа скреплялась тонкими ремнями.
Женское платье состояло из тех же частей, что и мужское, только оно было шире, длиннее и шилось из менее грубой кожи и ткани.
По словам историка Н.М.Карамзина, славяне в VI веке сражались без кафтанов, некоторые даже без рубах, в одних портах. Кожи зверей, лесных и домашних, согревали их в холодное время. Женщины носили длинное платье, украшаясь бисером и металлами, добытыми на войне или вымененными у купцов иностранных.
1.2. Норманнский период.
Ко времени призвания варягов (норманнов) одежда восточных славян становится богаче, а в 920 году, по свидетельству арабского путешественника Ибн Фоцлана, все славяне одеваются уже только в костюмы норманнского типа.
Отличительной чертой этих костюмов были украшения из металлов, а главные их части: холщовая рубашка с длинными, узкими у кисти рукавами, холщовые штаны и темный кафтан до колен без рукавов; этот кафтан был открыт спереди и обшит по подолу светлой отделкой; застегивался он на груди пряжкой и подпоясывался ремнем, окованным бронзой; делался он из грубой шерстяной ткани и очень часто украшался бронзовыми кольцами и камнями. Штаны перевязывались под коленкой и у ступни; вместо этих перевязей на ноги надевались металлические обручи. Зажиточные люди носили две пары штанов - холщовые внизу, шерстяные сверху. Темные четырехугольные короткие и длинные плащи застегивались или спереди, или на правом плече двумя булавками, соединенными между собою цепочками; делались эти плащи из той же ткани, что и кафтаны. На ногах зажиточные люди носили поверх штанов очень толстые чулки или же туфли; менее зажиточные обертывали ноги холстом (онучи), а сверху надевали подошву с ремнями, которыми обертывали ногу. Головным убором служил бронзовый обруч, войлочный круглый колпак, весь отделанный металлической спиралью с пряжкой наверху, или же круглая, слегка возвышающаяся войлочная шапка, отороченная снизу опушкой меха.
Женщины одевались очень просто: их рубашка, чуть ниже колен, с круглым, плотно облегающим шею воротом отделывалась по вороту, вокруг обшлагов и по подолу вышивкой. Поверх рубашки надевалась юбка, длиной до щиколоток, украшенная по подолу металлическими пластинами и разными другими металлическими украшениями. Плащи и обувь женщины носили такие же, как и мужчины; простые женщины очень часто ходили босые.
Всякие украшения - ожерелья, бусы, обручи на шее, серьги с подвесками, браслеты и т.п. - были в большом ходу и у женщин, и у мужчин.
Одежды знатных стали изготовлять в этот период из тонких шерстяных и шелковых тканей ярких цветов; встречалась и парча. Вообще костюм норманнский был гораздо богаче славянского костюма древнего периода.
1.3. Византийский период.
В середине Х века во время правления княгини Ольги (945-957) вместе с византийской верой русские начинают перенимать и византийские обычаи, и византийскую форму одежды. Сначала это заимствование выражалось только в том, что одежды норманнского типа шили из дорогих византийских тканей, затем со времени крещения Руси (988) короткополые варяжские костюмы начинают мало-помалу уступать место длиннополым византийским. В середине ХI века уже почти все русские носят новую одежду, а от прежнего костюма осталась только круглая, отороченная мехом шапка и разные другие мелкие детали.
Что касается волос, то в первый период мужчины носили длинные и полудлинные волосы и бороды. В период норманнский волосы носили полудлинные, бороды брили и оставляли только усы. После введения византийской веры снова стали носить бороду, которую с XV века стали подстригать. Женщины в первый период прятали свои волосы под повязками или головными уборами; в норманнский период девушки носили волосы распущенными, а женщины заплетали их в косы и оставляли их свободно висеть вдоль спины или же обертывали вокруг головы и покрывали платком; в период византийский женщины скрывали свои волосы, а девушки носили их то распущенными, то заплетенными в косы.
1.4. Монгольский период.
В XIII веке, вместе со вторгнувшимися в Россию монголами появляется на Руси и их одежда. Татарское влияние было столь сильным, что уже к концу XIII столетия византийская одежда почти совершенно исчезла, и ее заменила одежда татарская.
Русские в монгольский период носили несколько одежд, одну на другой. Обыкновенно поверх исподнего платья, опоясанной рубашки, надевался длинный суконный или тонкий шелковый монгольского типа кафтан, разрезанный спереди. Он опоясывался. Поверх этого кафтана при приеме гостей и в тому подобных случаях надевали ферязь - широкий, не опоясывавшийся кафтан с длинными рукавами, доходящими до лодыжек, тоже разрезанный спереди. При выходе из дому на ферязь надевали верхнее платье, опашень или однорядку, с откидным воротником и откидными длинными рукавами. Зимой же верхним платьем была шуба.





Женский праздничный костюм, начало XX века



Кокошники, конец XVIII - начало XIX века



Женский головной убор XIX века. Женский головной убор XIX века



Женские украшения, вторая половина XIX - начало XX века
2. Народный крестьянский костюм.
Русский костюм сохранял свое своеобразие в крестьянской среде до начала ХХ века. С этой точки зрения народный крестьянский костюм необычайно интересен как национальный костюм, заключающий в себе традиционные формы, присущие древнерусскому костюму, приемы декора, способ ношения и многие другие самобытные черты.
Для традиционного русского костюма характерна прямокройная, со свободно падающими линиями одежда. Модулем ее кроя является ширина полотнища домотканой ткани. В этом специфика кроя традиционных видов русской одежды, его архаичность. К типичным чертам можно отнести значительную длину одежды, особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах. Общее проявляется и в расположении декора, в способе ношения одежды, создающий "многослойный" костюмный ансамбль, когда одновременно надеваются одна поверх другой несколько одежд. Все эти особенности крестьянского костюма отражают самобытный характер одежды, сохранившей черты костюма Древней Руси.
Для отделки праздничного народного костюма на всей территории европейской России, в северной и, еще в большей степени, в ее центральных и южных областях, более двух столетий служили любимыми материалами бисер и стеклярус. На Севере издревле господствующее положение занимал жемчуг, который нашивали и нанизывали на женские и девичьи головные уборы, серьги и другие украшения. Бисер и стеклярус начинают проникать в народный костюм, бытовавший как в сельской местности, так и среди городского населения, в XVIII веке.
2.1. Комплекс женской одежды с сарафаном.
Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (род платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в России на рубеже XVII - XVIII вв. Он включал рубаху, сарафан, пояс, передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки, купчихи и другие группы населения. Наиболее часто встречающиеся типы сарафана - "косоклинный распашной" и "прямой" (или "круглый"). Характерным покроем первого типа сарафанов являются косые клинья, вставленные по бокам двух прямых полотнищ ткани спереди и одного центрального полотнища на спине. Спереди сарафрн застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Покрой другого типа сарафана чрезвычайно прост. Он сшит из прямых полотнищ, собранных на груди под обшивку, без застежки и удерживается на плечах также лямками. "Косоклинник" и "прямой" сарафаны генетически связываются с древнерусскими женскими одеждами "телогреей" и "накладной шубкой".
Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались золотым галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми рубахами ("рукавами") из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из "сарафанных" тканей с букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.
2.2. Поневный комплекс женской одежды.
Более архаичным по происхождению типом костюма в России был комплекс одежды с поневой (род юбки). В поневном комплексе русской одежды наиболее ярко выражен многослойный характер русского костюма. Понева надевалась на рубаху, затем надевался передник "запан", иногда с рукавами, далее "навершник" - тип укороченной рубахи, и другие детали и украшения. Отделке поневы всегда уделялось большое внимание. На нее нашивали узорную домотканую тесьму, обнизанную бисером, им же расшивали подолы, пояса заканчивались бисерными кистями.
2.3. Девичья праздничная одежда.
В ряде местностей девушки могли носить подпоясанные рубахи без сарафана. На сельских праздниках - первый выгон скота весной и на сенокос - девушки могли быть одетыми в длинные расшитые, особенно пышно по подолу, рубахи. Здесь они как бы демонстрировали перед всеми свое трудолюбие, вкус, мастерство. В мотивах вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева, женской фигуры. Это глубоко традиционные образы русского народного искусства, наполненные емким содержанием и символикой. Они связаны с языческими представлениями славян об окружающем мире, природе, вселенной, добре и зле. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощал образ небесного светила - солнца; дерево сливалось с образом Древа жизни, символизирующего вечно живую природу.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 

Поиск от Google.com

Популярное

Календарь

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Опросы

Наши друзья

Облако тегов

Бабочка из бисера, Бисер и декоративные материалы, Браслет из бисера - Ракушка, Браслеты Шамбала, Брастлет из бисера в технике макраме, Вязанная салфетка крючком, Дерево из бисера - Персик, Изделия из бисера, История бисера, Кактус из бисера, Кулон из бисера, Кулон из бисера - мысиком, Кулон из бисера «Гроздь»., Кулон из бисера или гердан, Кулон из бисера цветок, Медальон из бисера - двойной, Медальон из бисера- ажурный, Новогодний шар из бисера, Новогодняя игрушка из бисера, Объемные украшения из бисера., Ожерелье из бисера, Ожерелье из бисера волна, Оправа для камней из бисера, Основные риемы плетения бисером., Прстые цепочки из бисера, Рукоделие, Серьги из бисера с природным нефритом, Стрекоза из бисера, Фиалка из бисера., Цепочки из бисера, Шарики из бисера., Шнуры из бисера объемные., Шнуры с бисером, колье из бисера, комплект из бисера., кулон из бисера ажурный, купить серьги из бисера., купить турецкий жгут из бисера., купить фиалку из бисера., турецкий жгут из бисера

Показать все теги

Доска объявлений

 

Статистика сайта

Юзеры (0):
Гости (3):
Гость→ Просматривает новость: История бисера
Гость→ Просматривает новость: Ожирелье из бисера.
Гость→ Просматривает новость: Колье из бисера "Аляска"
Боты (0):
Всего на сайте: 3


 

У нас нашли