шаблоны dle

История бисера

 
[size=4]
История бисера
С древнейших времен человек использовал для изготовления украшений природные материалы: перья птиц, морские раковины, зубы животных, натуральный жемчуг, семена и твердые плодовые косточки растений, обкатанные приливом камешки и прочее. Разного рода ожерелья, нанизанные на жилу мелкие однородные предметы вот первые примитивные образцы бижутерии каменного века. В более поздние времена сложные многорядные ожерелья, подвески, головные украшения научились изготавливать из драгоценных и полудрагоценных камней. Однако наиболее ценные из минералов отличались высокой степенью твердости, допускавшей огранку с использованием абразивных материалов, но создающей почти непреодолимое препятствие при попытке сделать в камне отверстие малого диаметра. С открытием способов, с помощью которых из простого кварцевого песка путем разогревания до высоких температур можно получить вещество, в застывшем виде удивительным образом напоминающее крошечные алмазы и рубины, изумруды и сапфиры, вопрос был снят с повестки дня: ожерелья, состоящие из прозрачных и полупрозрачных стеклянных шариков и капель, с помощью солей металлов окрашенные в самые разнообразные цвета и оттенки, пришли на смену морским раковинам, кошачьим зубам и наивно разрисованным глиняным шарикам. Кстати, весьма вероятно, что способ выплавки стекла был обнаружен впервые именно древними гончарами при обжиге глиняных изделий: глина и песок всегда рядом. В погребениях на территории Египта, датируемых третьим тысячелетием до нашей эры, были обнаружены первые стеклянные ожерелья. Они неизменно входили в погребальный комплект фараоновых жен и дочерей. В древней Александрии производство украшений из стекла было поставлено на широкую ногу. Оттуда изумительной красоты стеклянные ожерелья, подвески и аксессуары к дамским туалетам распространились во все близлежащие страны, с которыми существовали торговые связи. С изобретением способов, позволявших вытягивать размягченную стеклянную массу в трубки и тончайшие трубочки, появилась возможность изготавливать стеклярус: трубочки разрезались по диаметру на короткие отрезки, что позволяло в дальнейшем нанизывать их в нужной последовательности на нить и использовать в качестве украшения. Стеклярус также использовался как материал для декоративной вышивки по ткани и коже.Отрезки стеклянных трубочек наименьшей возможной длины, смешанные с более тугоплавким сортом песка и разогретые до высоких температур, слегка оплавившись, округлялись и превращались в бусинки мельчайшего размера - хорошо знакомый нам бисер. Мастерами и мастерицами тех времен сразу было подмечено, что, за счет округлости и одномерности зерен бисера, его вполне можно использовать не только для нанизывания простых ожерелий и вышивания, но и для плетения сложных узорных полотен той или иной конфигурации. Тогда же были разработаны приемы оплетки бисерной сеткой предметов обихода сложной конфигурации. В национальном музее города Каира в качестве экспоната демонстрируются одеяния, украшенные бисерным шитьем, изображающим религиозные культовые картины. Искусство сюжетного бисерного шитья сохранилось и до нынешних времен. Картины, вышитые квалифицированными мастерицами с использованием в качестве основного материала бисерных зерен самого разнообразного колера и калибра, по внешнему виду напоминают произведения художников-пуантилистов, а в качестве предметов прикладного искусства оставляют совершенно неповторимое впечатление. В ХП-ХШ веках на мировом рынке стекла в качестве поставщиков главенствовали стеклоплавильные мастерские Александрии. Александрийский бисер отличался столь высокими эстетическими и технологическими качествами, что его использовали для создания наиболее дорогостоящих сложных украшений наравне с высокосортным натуральным жемчугом, кораллами и драгоценными металлами. Ни одна стеклоплавильня Европы на ту пору не смогла внедрить в практику те сложные и изощренные технологии, которые с успехом применялись александрийскими ремесленниками. Немецкое цветное стекло по своему качеству годилось лишь для мозаичных работ и создания эмалевых изделий. В более поздние времена византийские мастера сумели освоить методы выработки стекла глубокой очистки, что дало возможность множеству византийских ху­дожников заняться изготовлением самых разнообразных украшений и предметов быта из этого замечательного материала, отличающегося редкостной эстетичностью и гигиеничностью одновременно. Византия стала тем центром, откуда самые современные по тем временам технологии стремительно распространились по всей Европе. Но наиболее энергично поддержали эстафету венецианские стеклоделы. До нынешних времен некоторые изделия мастеров из старой Венеции остались непревзойденными по технике исполнения и эстетической наполненности. Так же именно из Венеции в прочие европейские страны поступала подавляющая часть основного материала для выделки украшений и изящных поделок бисера, стекляруса и бус. Подавляющую часть национального дохода Венецианской республики составляла прибыль от торговли стеклянными изделиями. Однако, ведя широкую торговлю стеклом, Венеция не спешила поделиться с торговыми партнерами соседними странами секретами мастерства, с помощью которых немецкие, французские или испанские стекольных дел мастера также смогли бы освоить изготовление качественной стекольной массы основного материала для производства бисера, зеркал и редкостной по красоте посуды. Законодательно лучшим стеклоделам Венеции были предоставлены льготы и привилегии: дочери простых ремесленников получили право заключать браки с молодыми отпрысками аристократических семей, таким образом вливая свежую кровь в замкнутый круг класса патрициев. Столь высоко оценивались генетические творческие возможности наиболее прославленных ремесленников-стеклоделов, что они были официально приравнены к аристократам. Монополистические тенденции венецианского государства выразились в том, что передача или продажа секретных технологий иноземцу карались как государственная измена. Желая ограничить возможные контакты с иноземцами, правительство Венеции распорядилось учредить настоящую колонию стеклоделов и бисерных дел мастеров на острове Мурано. До XVIII века Венеция сохраняла монополию на изготовление бисера. В эпоху Возрождения итальянскими мастерами было создано подавляющее количество изделий с использованием бисера в качестве основного материала. Это был венецианский бисер. Позднее Средневековье - время великих географических открытий. Бисерные ожерелья, бусы, миниатюрные зеркальца пользовались феноменальным успехом при заключении торгово-меновых сделок с туземным населением Американского континента. С увеличением числа торговых контактов росла потребность в большом количестве изделий из стекла. Европейские модницы и сановные особы также не пренебрегали украшениями, выполненными в технике бисерного плетения, низания, вышивки. Бисером, наряду с мелким речным жемчугом, расшивались торжественные одеяния священнослужителей и предметы из ткани, выполнявшие культовое назначение в малых и больших храмах европейских городов. Популярность бисера, как редкой красоты многофункционального поделочного материала росла день ото дня. Однако и секреты изготовления, несмотря на всяческие предосторожности, вскоре стали достоянием наиболее продвинутых в своем деле мастеров Европы. Например, на изрядный срок Франция вышла на передовые рубежи в искусстве выработки бисера высочайшего качества и, главное, отличающегося необычайно малым размером зерна. На образцах бисерного шитья тех времен заметно, что ряд зерен по толщине сравним с нитью холстяной основы, на которой произведена вышивка. Основной пик моды на бисерное шитье и плетение в странах Западной Европы приходится на период конца XVIII начала XIX веков. Аристократки супруги и дочери именитых сановных особ не брезговали наравне с мастерицами из простонародной среды отдавать часть своего драгоценного времени изящному рукоделию. Во внутренних покоях старинного замка в г. Баден нетронутыми сохранились несколько тканых бисером гобеленовых полотен и других элементов убранства в стиле Людовика XIV, украшенных бисерным шитьем. Данные произведения датируются XVIII веком. Авторство этих шедевров прикладного мастерства приписывается одной из маркграфинь Баденских. Но для создания подобных монументальных произведений с использованием бисера требуется слишком большое количество дорогостоящего материала и, безусловно, очень много времени. Искусством бисерного шитья и плетения, в принципе, может овладеть рукодельница из любого слоя общества, но возможность иметь достаточно материальных средств и временных ресурсов была не у всякой благородной дамы, а тем более у простолюдинки. Поэтому увлечение бисерным плетением приобрело повсеместный, но камерный характер. Таким образом домашними рукодельницами было создано огромное число изящных, искусно выполненных, но миниатюрных по размерам вещиц: оплеток на небольшие предметы флаконы, солонки, бутылочки для притираний и нюхательных солей, а также кошельки, чубуки, бисерные нашивные украшения на платья, шляпные украшения в виде цветов и плодов и пр. Увлечение своеобразным рукоделием стремительно распространялось по всей Европе. Технологии изготовления бисера и стекляруса упрощаются без негативного влияния на качество производимого продукта. Бисер дешевеет, но не теряет своей популярности, а наоборот: все новые слои общества захватывает мода на этот вид домашнего творчества. Даже весьма малообеспеченная горожанка в часы досуга может позволить себе посидеть час - другой за пяльцами или, бойко манипулируя двумя иголками, надетыми на два конца одной нити, коротать долгие зимние вечера. Поразительна особенность этого доступного недорогого материала - на протяжении веков он сохраняет все свои первоначальные свойство: цвет, прозрачность, степень гладкости поверхности. Бисер не выгорает, бисерное зерно, как и бисерное изделие, невозможно разбить, даже уронив на твердую поверхность с большой высоты. И это несмотря на то, что стекло само по себе - материал довольно хрупкий. В России с XVIII века бисерное шитье, плетение и низание получает широкое распространение, как и в Европе. Первоначально изящно выполненные изделия в технике бисерного шитья и тканья нашли свое место в дворцовых покоях и залах императорского двора, а затем и в роскошных особняках, принадлежавших именитым столичным гражданам. Необычайно быстро бисерное шитье как род домашнего рукоделия проникает и в тесные мещанские лачуги. Древнерусскими мастерицами еще задолго до установления крепостного права создавались изумительной красоты женские украшения, основным материалом для которых служили мелкие" коралловые бусинки, речной дешевый и морской дорогой (привозной из дальних стран!) жемчуг, окатанные полудрагоценные камешки, капли бирюзы, янтарь. Русским рукодельницам не было надобности приобретать необходимые навыки бисерного вышивания, тканья и плетения, поскольку множество приемов было знакомо им по привычной работе с речным жемчугом и прочими подобными материалами. Узоры и технологические приемы уже несколько веков передавались по эстафете от матерей к дочерям, от бабушек к внучкам, от внучек - к правнучкам/ Торжественные кокошники, оплечья, коймы, прошивки, накосники - все эти предметы женского убранства были по традиции богато украшены кораллами и жемчугами. Праздничный наряд простой крестьянки был также расшит доступным декоративным материалом. Тогда же, в XVIII веке, российскими рукодельницами - мастерицами по бисерному шитью - были созданы двенадцать художественных панно, шитых стеклярусом, которые нашли свое место в Стеклярусном кабинете Китайского дворца в Ораниенбауме. Поражают размеры этих настенных произведений декоративного искусства: 350 х 150 см и 96 х 150 см! Можете ли вы представить, сколько труда, времени и материала понадобилось, чтобы расшить бисером в прикреп полотна размером более пяти квадратных метров каждое! Интерьеры прославленнейших и богатейших дворцовых и замковых сооружений Европы на ту пору не могли потягаться с декором, выполненным в технике бисерного шитья и созданным для украшения дворцовых палат российских императорских семейств. Элементы убранства православного храма оклады икон, воздухи и покрова - также непременно украшались декоративным бисерным шитьем. То же можно сказать об облачениях служителей культа, предназначенных для особо торжественных событий русской религиозной жизни. Образки, четки, миниатюры религиозного содержания, бисерные нательные крестики и распятья, украшенные бисером, все эти милые трогательные предметы изготавливались, как правило, не профессиональными мастерицами, а домашними рукодельницами. Крепостными художницами-вышивальщицами изго товлялись настоящие иконы, где выписаны были лишь лики, а одеяния и аксессуары были целиком вышиты из многоцветного, богатого по тонам и оттенкам бисера. Оклады икон также нередко выполнялись из стекляруса трубочкам которого, сообразно с замыслом мастеров, придавалось определенное направление, что создавало совершенно неподражаемые световые эффекты и иллюзии при перемене источника освещения. Бисерными сетками оплетали пасхальные яички и огромные декоративные яйца из стекла или драгоценного металла - золота, серебра. Пользовались успехом миниатюрные металлические подсвечники, основным укра­шением которых являлись цветочные венки и букеты, выполненные в технике плетения на золотой или серебряной проволоке. Новгород, Ростов Великий, Поволжье, Архангельская губерния здесь бисерное шитье приобрело особую популярность, поскольку издавна здешние мастерицы славились искусством расшивать праздничные наряды не только нитками, но и местным речным жемчугом, пластинками перламутра и бирюзовыми капельками. Стеклянный привозной бисер кипенно белого, молочно прозрачного и совершенно прозрачного, как горный хрусталь, по сходству с известными материалами пользовался особым успехом. Таким образом, кроме бисера белых тонов, напоминающего размерами и цветом мелкий, не особенно ровный речной жемчуг, мастерицы не пренебрегали и голубым, подобным бирюзе. Зачастую натуральный и искусственный материалы на равных сочетались в одном изделии, изготовленном по старинным зарекомендовавшим себя образцам. Приемы, методы и даже узоры, передаваемые рукодельницами из поколения в поколение, на протяжении долгого времени не претерпевали никаких изменений. Главенствовали традиции. Смена материала никак до поры до времени не отражалась на технологиях и художественных аспектах данного вида прикладного искусства. Но бисероплетение и бисерное шитье приобрело массовость, достигло социальных низов. Многоярусные ожерелья из множества свободных бисерных нитей с внедренными в общую структуру элементами из натуральных поделочных камней, жемчуга, бирюзы стали одним из любимейших крестьянских украшений. Сетчатое плетение также приобрело особую популярность с появлением в шкатулках рукодельниц стеклянного, доступного по цене бисера и стекляруса. Любой зажиточной крестьянке было по карману изготовить для себя и своих дочерей практически вечное украшение: накладную бисерную сетку для головного убора, оплетенные бисером пуговицы, застежки, нарукавники. Для низания и плетения использовался конский волос, который был значительно прочнее, а главное долговечнее, нежели льняные и шерстяные нитки, в то время как привозной шелк был слишком дорог. Красное Село на Волге прославилось изготовлени ем недорогих штампованных заготовок из латуни, предназначенных специально к использованию в качестве основы для бисерных сережек. Изготовление элементов убранства в православных храмах, как и декор одеяний священнослужителей буквально до начала XX в. практически не обходились без использования бисера в качестве расшивного материала, наряду с традиционно принятыми на Руси речным жемчугом, бирюзой, золотой и серебряной канителью. Существовали при монастырях и храмах специальные мастерские, где бисером расшивались ризы, воздухи, покрова, а также элементы церковного облачения, предназначенного для торжественных богослужений. Бисерное шитье настолько органично вписалось в исконно русские национальные традиции, что приобрело статус народного вида прикладного искусства, наряду с искусством золотного шитья, кружевоплетением, сканью, филигранью, палехской росписью и другими промыслами. На юге России существовали свои традиции и обычаи изготовления украшений и поделок из бисера. Там привились и получили широкое распространение цветовые сочетания отличные от тех, что пришлись по нраву жителям суровых северных регионов. В Брянской, Тамбовской, Орловской губерниях сетчатые элементы одежды, многоярусные ожерелья плели и низали из бисера ярких, контрастных цветов: черного, белого, красного, желтого, что весьма гармонично сочеталось с традиционно принятыми в тех краях многоцветными, эклектичными по стилю народными костюмами. Мода на пестрое многоцветье распространилась и на разного рода предметы обихода, принятые в мещанской среде: жительницы городов и пригородов из мещанского, да и купеческого сословия с удовольствием приобретали бисерные шнуры для ношения медальонов и ладанок, кошельки, футляры для предметов личного пользования небольших размеров, сумочки, а также дарили своим мужьям и возлюбленным купленные у мастериц или сплетенные или вышитые своими руками бисерные кисеты, бумажники, часовые цепочки.В конце XIX в. в Подмосковье, на Украине, в Тамбовской и Тульской, а также в некоторых других губерниях на профессиональной основе учреждаются специальные мастерские по изготовлению изделий с использованием бисера. Деятельность мастерских осуществлялась под руководством талантливых художников- профессионалов. Однако бисероплетение и бисерное шитье, в силу особенностей технологии, было и остается кустарным промыслом. Как в стародавние времена, так и в наши дни бисерные украшения и поделки, хоть утилитарного, хоть выставочного класса, создаются исключительно руками мастериц-рукодельниц. На протяжении ХХ-го века интерес к бисеру и изделиям из этого уникального материала заметно снизился. Однако именно теперь бисер переживает период нового расцвета.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
 

Поиск от Google.com

Популярное

Календарь

«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Опросы

Наши друзья

Облако тегов

Бабочка из бисера, Бисер и декоративные материалы, Браслет из бисера - Ракушка, Браслеты Шамбала, Вязанная салфетка крючком, Дерево из бисера - Персик, Елка из бисера мастер класс., Изделия из бисера, История бисера, Кактус из бисера, Кулон из бисера, Кулон из бисера - Ракушка, Кулон из бисера - мысиком, Кулон из бисера «Гроздь»., Кулон из бисера или гердан, Медальон из бисера - двойной, Медальон из бисера- ажурный, Новогодний шар из бисера, Новогодняя игрушка из бисера, Объемные изделия из бисера., Объемные украшения из бисера., Ожерелье из бисера, Оправа для камней из бисера, Основные риемы плетения бисером., Прстые цепочки из бисера, Рукоделие, Серьги из бисера с природным нефритом, Стрекоза из бисера, Фиалка из бисера., Цвета в бисерном плетении., Цепочки из бисера, Шарики из бисера., Шнуры с бисером, колье из бисера, комплект из бисера., кулон из бисера ажурный, купить серьги из бисера., купить турецкий жгут из бисера., купить фиалку из бисера., турецкий жгут из бисера

Показать все теги

Доска объявлений

 

Статистика сайта

Юзеры (0):
Гости (2):
Гость→ Просматривает новость: История бисера
Гость→ Просматривает страницу регистрации
Боты (0):
Всего на сайте: 2


 

У нас нашли